Открытый урок на тему — Спрос. Закон спроса

Разработала преподаватель
Белогорского технологического техникума
Николаева Н.В.

Методическая разработка урока посвящена теме «Спрос. Закон спроса». Материал может быть использован в практической деятельности преподавателей общественных наук СПО (1 курс).

Российскому обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации альтернативного выбора, прогнозируя их возможные последствия, и способные к сотрудничеству.

 В условиях становления развития рыночной экономической системы требуются знания механизма функционирования рынка. Поскольку при освоении экономических знаний студентов предполагается подготовка социально-адаптированной личности, то формирование у обучающихся СПО основ рационального мышления и поведения является главным на этом этапе. Основные знания, умения, навыки, получаемые обучающимися на этом уровне, дают представление о том, что при открытии собственного дела необходимо анализировать затраты ресурсов на производство товаров или услуг, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.

 Также экономическое образование предполагает формирование личности, способной понимать и оценивать обширную социально-экономическую информацию и принимать адекватные решения в качестве производителя, гражданина, потребителя, имеющего право голоса при обсуждении важнейших политических, экономических и социальных проблем в демократическом обществе. Этому способствует использование активных методов и форм обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение, понимание себя и партнеров, оценивание экономических рисков, личное планирование. Главным в сфере социальной адаптации становятся: анализ и оценка конкретных жизненных ситуаций, первые шаги по реализации сформированных установок в экономическом мышлении и поведении, выстраивание, с учетом баланса, своего адаптивного экономического поведения.

Актуальность изучения тем: «Спрос» и «Предложение» определяется тем, что они являются важнейшим инструментом рыночной экономики. «Научите попугая произносить слова «Спрос и Предложение» – и перед вами экономист!» – такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.

В этой язвительной шутке большая доля правды, так как по существу, эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.

Цель данного урока – рассмотрение закона спроса с позиций экономической теории.

Информационное обеспечение урока

Для студентов

1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с.– Текст: непосредственный.

2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с.– Текст: непосредственный.

Для преподавателя

— Конституция Российской Федерации 1993 г. – Текст:

— Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. – 1992. – Текст: непосредственный.

— Хасбулатов Р. И. Экономика. Учебник. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.– Текст: непосредственный.

Интернет-ресурсы

Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. [сайт]. – URL: www.openclass.ru (дата обращения: 30.08.2021).– Режим доступа: свободный.

(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). [сайт]. – URL: www.school-collection.edu.ru (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.

(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). [сайт]. – URL: www.festival.1september.ru (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.

«ГАРАНТ» – информационно-правовой портал. [сайт]. – URL: www.base.garant.ru (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.

УРОК

Тема: СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

Цели:

Учебная: сформировать знание экономического содержания спроса; умение составлять шкалу спроса, строить график; научить определять влияние неценовых факторов на перемещение кривой спроса; сформировать знание эластичности спроса;

Развивающая: усовершенствовать выделение главных аспектов темы; развивать экономическое мышление, развивать умения делать обобщающие выводы, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать формированию и дальнейшему развитию экономического мышления обучающихся;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности; формировать у обучающихся интерес к основным экономическим концепциям, способствовать воспитанию экономической культуры будущих cпециалистов народного хозяйства.

Реализуемые ОК: 1 – 6

ЛР: 4, 7, 14, 15, 16

Материально-техническое обеспечение: Мультимедийная доска, опорный конспект, ручки, линейки, тетради, мел, доска.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-лекция с использованием мультимедиа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Итоги урока. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

— Что такое рынок, конкуренция?

— Какие функции выполняет рынок?

Упражнение «Положительные и отрицательные черты рынка».

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономика как сфера жизни общества, где осуществляется производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление, всегда предусматривает для ее субъектов возможность выбора. Так, предприниматели выбирают лучшие среди рынков сбыта продукции, закупки сырья, между перспективами расширения и закрытия производства; потребители выбирают в огромном количестве товаров и услуг те, в которые можно вложить свои ограниченные средства. Как продавцам, так и покупателям необходимо делать выбор, чтобы наиболее оптимально использовать ресурсы и получить максимальную выгоду.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ИГРА

«Я продаю флешку с практическими и контрольными работами, задачами и ответами на них. Стартовая цена – 500 руб. Кто хочет и может купить эту флешку? Поднимите руку, как только примете решение». (Считается количество рук и заполняется таблица на доске, заготовленная заранее).

Цена покупки500400300200100
Количество желающих купить по одной флешке, чел.




Точно также со следующими ценами.

Итак, таблица, которую мы заполнили вместе в ходе игры, называется шкалой спроса. По данным таблицы давайте построим кривую спроса. На графике цены изображены на вертикальной оси (Р), а величина спроса – на горизонтальной (Q). Необходимо различать понятия «спрос» и «величина спроса». Величина спроса – это объем продажи по определенной цене. Спрос – это шкала (график) реакции покупателей в виде объемов продажи на разных уровнях цен. Так что же такое спрос?

СПРОС (D – demand) – количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА (QD) – конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.

Спрос бывает:

1) индивидуальный – потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах;

2) рыночный – суммарный спрос индивидуальных покупателей.

На графике видно, что кривая спроса опускается вниз и вправо, поэтому показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой. Направляясь по кривой вниз и вверх, мы получаем разные варианты изменения величины спроса в зависимости от цены (ценового фактора).

ЦЕНА СПРОСА (Р) – это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за единицу товара.

Таким образом, кривая спроса имеет отрицательный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спроса на графике выглядит как движение вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизменной (при изменении цены товара).

Функцию спроса от цены можно отобразить следующим образом:

QD = f(Р)

На основании графика можно вывести закон спроса.

ЗАКОН СПРОСА: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна.

Способы выражения закона спроса

  1. Вербальный – при других рыночных условиях с повышением цены товара, объем спроса на него будет уменьшаться, и наоборот.
  2. Графический.
  3. Функциональный.

Нисходящий характер кривой спроса поясняется:

1) здравым смыслом: чем ниже цена, тем больше данного товара покупают люди;

2) принципом убывающей предельной полезности: с удовлетворением потребностей в каких-либо благах их ценность падает;

3) эффектом дохода (при условии более низкой цены можно приобрести больше товара) и эффектом замещения (при более низкой цене появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного дорогого).

Закон спроса не действует
(по мере роста цен спрос на товар не падает, а наоборот, возрастает):

Все товары, какие мы потребляем, можно разделить на три группы: товары низкого качества, нормальные и высокого качества. Случаются ситуации, когда при росте цен величина спроса на один из видов товара тоже увеличивается или наоборот. То есть нарушается закон спроса.

Факторы, обусловливающие изменение поведения отдельного потребителя и изменения его спроса

— Эффект общего воодушевления: желание каждого – быть не хуже других, не отставать от моды. Действие этого эффекта проявляется в том, что с ростом рыночного спроса и, как следствие этого, ростом рыночной цены индивидуальный спрос тоже повышается.

«Эффект присоединения» или «эффект очереди». Под «эффектом присоединения» к большинству подразумевается та величина, на которую вырастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать по положению тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными или для того, чтобы не быть «белой вороной».

— в случае товаров престижного потребления (золото, драгоценности, произведения искусства, эксклюзивные автомобили и т.д.):

«Эффект Веблена» или «снобистский эффект» (по имени американского ученого Торстейна Веблена). Повышение цен на товары, которые являются средством вложения денег (золото, драгоценности, антиквариат) приводит к повышению величины спроса на них. Престижные ценные товары (меховые изделия, одежду от известных кутюрье, дорогие марки машины и тому подобное) богатый покупатель покупает, прежде всего, из-за престижных рассуждений, чтобы продемонстрировать окружающим высокий уровень дохода, собственную элитность, а не для непосредственного потребления (например, содержат автопарк с десятками или сотнями машин).

а) Эффект снобизма: уменьшение спроса индивида на товар потому, что его покупают другие. В данном случае зависимость между ценой и объемом спроса подтверждает закон спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием выделится среди других.

б) Эффект Веблена: демонстрационный спрос – в определенных условиях цена товара может служить для потребителя показателем его престижности. Когда цена товара снижается, некоторые покупатели считают, что это говорит об ухудшении его качества или о потере им исключительности в глазах общества, и перестают его покупать. И наоборот, рост цены вызывает увеличение покупок.

— в случае дефицита товаров и ажиотажного спроса. Покупатели не склонны сокращать покупки из-за увеличения цены, если ожидают в ближайшее время еще большего роста цен, то есть, в случае ажиотажного спроса;

— в случае переключения спроса с менее качественных на более качественные товары, даже если снизилась цена на первые;

«эффект Гиффена»: в случае товаров, составляющих большую долю в затратах небогатых (бедных) потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена (картофель, хлеб, макароны и т.д.).

Это касается, в частности малоценных или низкокачественных товаров (маргарин, низкокачественные папиросы, крупы, картофель и тому подобное). Если такой товар занимает значительную часть в структуре потребления, то рост цен на него приводит к повышению величины спроса на него. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а сам товар, товаром Гиффена, поимени ирландского экономиста Френсиса Гиффена (1837 – 1910). Считают, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как в условиях революционных событий в Ирландии бедные семьи увеличивали потребление картофеля, невзирая на то, что цена картофеля значительно выросла. Кривая спроса в таком случае имеет положительный наклон.

Чем можно объяснить этот факт?

(Ответ:

Очевидно, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков. Повышение цен на картофель не вызвало сокращения спроса на него, то есть крестьяне стали сокращать потребление других, более дорогих продуктов питания; и за счет этого увеличивался спрос на картофель со стороны беднейших слоев населения.)

Помимо цены на спрос влияют и другие факторы, так называемые неценовые факторы.

Функция спроса общего вида будет выглядеть следующим образом:

QD = f (Р, Р1, Р2, …, I, T, W)

где QD – величина спроса на данный товар;

Р – цена на данный товар;

Р1, Р2 – цены на сопряженные товары (товары-субституты и товары-комплементы);

I – денежный доход потребителей;

Т – вкусы и предпочтения потребителей;

W – другие факторы.

Под влиянием неценовых факторов устанавливается новая зависимость между ценой товара и объемом спроса, которая может привести к изменению спроса при постоянной цене.

Неценовые факторы спроса

1) изменение денежных доходов населения – увеличение денежных доходов населения вызывает увеличение спроса на нормальные товары;

2) изменение потребительских вкусов и предпочтений – происходит под влиянием рекламы, моды, достоверной информации;

3) изменение цен на взаимосвязанные товары – если цена на субститут данного товара возрастает, то спрос на данный товар растет. Если цена на комплемент данного товара возрастает, то спрос на данный товар снижается;

4) количество потребителей – это естественный прирост населения, миграции, изменения в структуре населения;

5) ожидания потребителей – ожидание роста цен ведет к увеличению спроса.

Смещения линии спроса

— при увеличении спроса линия спроса смещается вправо;

— при уменьшении спроса линия спроса смещается влево.

Эластичность спроса по цене – отображает то, в какой мере с изменением цены изменяется величина спроса. Например, при росте цен на автомобили на 15% спрос на них уменьшился на 40%. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%.

Коэффициент эластичности спроса обозначается символом Е.

Различают следующие виды ценовой эластичности спроса.

1) Е>1, товар эластичный, когда с изменением цены на 1% величина спроса изменяется больше чем на 1%. Товары высокоэластичного спроса (эластичный спрос) – цена изменяется меньше, чем спрос (мебель, парфюмерия, книги, цветы и т.д.).

2) Е<1, товар неэластичен, когда с изменением цены на 1% величина спроса изменилась меньше чем на 1%. Товары низкоэластичного спроса (неэластичный спрос) – цена изменяется больше, чем спрос (основные продукты питания, общественный транспорт).

3) Е=1 – единичная эластичность товара, когда с изменением цены на 1% величина спроса изменилась на 1%. Нормальные товары (единичная эластичность) – цена и спрос изменяются одинаково (некоторые продукты питания, жилье).

4) Товары стабильного спроса (абсолютно неэластичный спрос)

= 0) – цена изменяется, а спрос постоянный (жизненно необходимые лекарства, детское питание).

Общая формула для определения коэффициента ценовой эластичности спроса:

где Е – значение коэффициента эластичности;

ΔQ% – изменение величины спроса в процентах;

ΔР% – изменение цены в процентах.

Изменение цены (или других факторов) влияет на изменение спроса неоднозначно. Это явление (его впервые исследовал А. Маршалл) назвали эластичностью спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Наличие товаров-субститутов: чем больше заменителей данного товара, тем больше возможностей у покупателя отказаться от него, тем эластичнее спрос на товар.

Временной промежуток: чем больше времени затрачивается на принятие решения, тем больше заменителей данного товара можно найти и тем эластичнее спрос на него.

Значимость товара: спрос на товары первой необходимости обычно неэластичен, а на предметы роскоши – эластичен.

Удельный вес товара в доходе потребителя: чем больше удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. А неэластичным – если платежная способность потребителей не реагирует или слабо реагирует на изменение цены.

Например, если цена на цветы повысится на 20%, то их продажа значительно уменьшится, а если цена на хлеб увеличится на 20%, то это повлияет на потребителей несущественно. Люди быстрее откажутся от товаров второстепенного назначения, чем от товаров первой необходимости.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Я сейчас буду приводить примеры изменений спроса, если спрос увеличивается, и кривая спроса должна сдвинуться вправо, вы поднимаете правую руку и наоборот.

  1. Вошли в моду новые резиновые сапоги красного цвета (вправо).
  2. Ребята в возрасте 10-12 лет перестали читать журнал «Скуби-Ду» (влево).
  3. Татьяне понравились блестящие заколки, и она стала покупать их больше (вправо).
  4. Саша разлюбил чипсы и перестал их покупать (влево).
  5. Вадим каждый день покупает новую жевательную резинку (вправо).
  6. Джинсы зелёного цвета вошли в моду (вправо).
  7. Студенты не едят манную кашу (влево).
  8. Пирожки с капустой раскупаются за одну перемену (вправо).
  9. Ткаченко Евгений не покупает кока-колу и пепси (влево).
  10. Сергей очень любит с утра съесть кусок колбасы (вправо).

2. ТЕСТ

1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

а) ожидание наступления сезона дождей;

б) приближение летних каникул;

в) подорожание апельсинового сока.

2. Выберите пару товаров-заменителей:

а) перьевые ручки и чернила;

б) джинсы и футболки;

в) масло и маргарин.

3. Спрос можно выразить с помощью:

а) графика;

б) рисунка;

в) SMS.

4. Выберите верное высказывание:

а) Кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается;

б) Спрос изменяется только из-за цены.

в) На изменение спроса влияют также и неценовые факторы спроса.

5. Закон спроса гласит: чем выше цена, тем…

а) меньше продавцов на рынке;

б) меньше величина спроса;

в) больше продавцов на рынке.

6. Если в результате рекламной компании население стало покупать больше фруктов, то…

а) цена на фрукты уменьшилась;

б) спрос на фрукты увеличился;

в) фруктов стало больше.

7. Ценовые факторы спроса зависят от:

а) вкусов покупателей;

б) цены на данный товар;

в) от времени года.

Ответы: 1б, 2в, 3а,4в, 5б, 6б, 7б

3. Упражнение «Основные понятия темы» (индивидуально)

4. Определите, что произойдет с рыночным спросом на мясо в следующих ситуациях (стрелками покажите изменение спроса ↑↓ и направление кривой спроса на графике ←→).

СитуацияИзменение спросаПеремещения кривой спроса
Цена мяса растет

Миллионы эмигрантов увеличивают население страны

Цены на рыбу падают

Главный врач предупреждает, что употребление мяса может повредить здоровью

Реальная заработная плата населения уменьшается третий месяц подряд

Цены на курятину значительно снизились

СитуацияИзменение спросаПеремещения кривой спроса
Цена мяса растет
Миллионы эмигрантов увеличивают население страны
Цены на рыбу падают
Главный врач предупреждает, что употребление мяса может повредить здоровью↓ (на мясо) ↑ (на рыбу)← (на мясо) → (на рыбу)
Реальная заработная плата населения уменьшается третий месяц подряд
Цены на курятину значительно снизились

5. Спрос на мясо задается формулой: QD = 170 – 5Р, где QD – объем спроса на говядину в день (кг), а Р – цена за один килограмм.

1) Составьте таблицу (шкалу) спроса, задавая значения цены от 5 до 30 руб. за кг;

2) Постройте по данным таблицы кривую спроса на графике.

Спрос на мясо задается формулой: QD = 10 + 3Р, где QD – объем предложения на говядину в день (кг), а Р – цена за 1 килограмм.

1) Составьте таблицу (шкалу) спроса, задавая значения цены от 5 до 30 руб. за кг;

2) Постройте по данным таблицы кривую спроса на графике.

VI. ИТОГИ УРОКА

Рыночный спрос может изменяться под влиянием различных определяющих его факторов. После изучения теоретического материала лекционного занятия, согласно полученным результатам после решения разнообразных заданий и упражнений мы имеем возможность сформулировать следующие выводы:

1. Рыночный спрос подвергается воздействию ценовых и неценовых факторов спроса.

2. Ценовые факторы влияют на изменение объема спроса, а неценовые факторы изменяют спрос.

3. Изменение объема спроса под воздействием ценовых факторов графически отображается в движении точки вдоль кривой спроса, а неценовые факторы вызывают сдвиги кривой спроса.

4. Если цена на товар возрастает, тогда объем спроса снижается, и точка движется по кривой спроса вверх. Если цена на товар снижается, тогда объем спроса возрастает, и точка движется по кривой спроса вниз.

5. Если спрос возрастает под влиянием неценовых факторов, то кривая спроса сдвигается вправо. Если спрос снижается под влиянием неценовых факторов, то кривая спроса сдвигается влево.

6. Цена на товары-комплементы и спрос на основной товар изменяются в обратном направлении.

7. Цена на товары-субституты и спрос на основной товар изменяются в одном и том же направлении.

Рефлексия.

— Что нового узнали сегодня?

— Что было интересным на уроке?

— Что было трудным?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1) Составить кроссворд по теме «Спрос и неценовые факторы спроса».

2) Подобрать пословицы и поговорки народов мира о товаре, цене товара, рыночном спросе.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА».

Укажите, что из ниже указанного отражает достоинства (проставьте знак «+») и недостатки (проставьте знак «–») рыночной экономики:



«+»«-»
1Инфляция – рост общего уровня цен

2Свобода предпринимательства и торговли

3Конкуренция

4Свобода выбора продавца и покупателя

5Неуверенность в завтрашнем дне

6Частная собственность на средства производства

7Безработица

8Возможность получения дохода, прибыли

9Неравномерное распределение доходов

10Свобода цен (результат взаимодействия спроса и предложения)



«+»«-»
1Инфляция – рост общего уровня цен
˅
2Свобода предпринимательства и торговли˅
3Конкуренция˅
4Свобода выбора продавца и покупателя˅
5Неуверенность в завтрашнем дне
˅
6Частная собственность на средства производства˅
7Безработица
˅
8Возможность получения дохода, прибыли˅
9Неравномерное распределение доходов
˅
10Свобода цен (результат взаимодействия спроса и предложения)˅

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЧИНЫ СДВИГА КРИВОЙ СПРОСА».

Заполните в таблице направление сдвига кривой спроса с помощью знака «+»:

Причины сдвигаСдвиг влевоСдвиг вправо
1. Рост цен на товар-заменитель (субститут)
+
2. Снижение цен на товар-заменитель (субститут)+
3. Рост цены дополняющего товара (комплемента)+
4. Снижение цены дополняющего товара (комплемента)
+
5. Рост количества потребителей
+
6. Снижение количества потребителей+
7. Начинается сезон потребления товара
+
8. Закончился сезон потребления товара+
9. Предпочтения блага потребителями растет
+
10. Предпочтения блага потребителями падает+
11. Ожидается рост цен (инфляционные ожидания)
+
12. Ожидается снижение цен (дефляционные ожидания)+
13. Рост доходов потребителей
+
14. Снижение доходов потребителей+

УПРАЖНЕНИЕ «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ».

ВАРИАНТ 1

Установите соответствие между понятиями и их значениями

Спрос
А21. Товары совместного использования
Рыночный спросБ32. Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество товара или услуги по определенной цене
Товары дополняющие (комплементы)В13. Спрос на товар, предъявляемый всеми потребителями на рынке
Функция спросаГ54. Изменение количества покупаемого товара, которое происходит при изменении его цены
Изменение объема спросаД45. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов

ВАРИАНТ 2

Установите соответствие между понятиями и их значениями

Объем спросаА31. При увеличении цены на товар, обьем спроса на этот товар уменьшается, а при снижении цены – увеличивается
Индивидуальный спросБ42. Изменение количества покупаемого товара, которое происходит при постоянных ценах на этот товар
Закон спросаВ13. Количество товара, которое согласны купить потребители по определенной цене
Товары-заменители (субституты)Г54. Спрос на товар, предъявляемый отдельным потребителем
Изменение спроса
Д25. Товары одинакового назначения

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА»

Вариант 1

Укажите, что из ниже указанного отражает достоинства (проставьте знак «+») и недостатки (проставьте знак «– ») рыночной экономики:

  1. Инфляция – рост общего уровня цен.
  2. Свобода предпринимательства и торговли.
  3. Конкуренция.
  4. Свобода выбора продавца и покупателя.
  5. Неуверенность в завтрашнем дне.

Вариант 2

Укажите, что из ниже указанного отражает достоинства (проставьте знак «+») и недостатки (проставьте знак «–») рыночной экономики:

  1. Частная собственность на средства производства.
  2. Безработица.
  3. Возможность получения дохода, прибыли.
  4. Неравномерное распределение доходов.
  5. Свобода цен (результат взаимодействия спроса и предложения).

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЧИНЫ СДВИГА КРИВОЙ СПРОСА»

Заполните в таблице направление сдвига кривой спроса с помощью знака «+»:

Причины сдвигаСдвиг влевоСдвиг вправо
1. Рост цен на товар-заменитель (субститут)
2. Снижение цен на товар-заменитель (субститут)
3. Рост цены дополняющего товара (комплемента)
4. Снижение цены дополняющего товара (комплемента)
5. Рост количества потребителей
6. Снижение количества потребителей
7. Начинается сезон потребления товара
8. Закончился сезон потребления товара
9. Предпочтения блага потребителями растет
10. Предпочтения блага потребителями падает
11. Ожидается рост цен (инфляционные ожидания)
12. Ожидается снижение цен (дефляционные ожидания)
13. Рост доходов потребителей
14. Снижение доходов потребителей

УПРАЖНЕНИЕ «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ»

ВАРИАНТ 1

Установите соответствие между понятиями и их значениями

Спрос
А
1. Товары совместного использования
Рыночный спросБ
2. Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество товара или услуги по определен ной цене
Товары дополняющие (комплементы)В
3. Спрос на товар, предъявляемый всеми потребителями на рынке
Функция спросаГ
4. Изменение количества покупаемого товара, которое происходит при изменении его цены
Изменение объема спросаД
5. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов

УПРАЖНЕНИЕ «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ»

ВАРИАНТ 2

Установите соответствие между понятиями и их значениями

Объем спросаА
1. При увеличении цены на товар, обьем спроса на этот товар уменьшается, а при снижении цены – увеличивается
Индивидуальный спросБ
2. Изменение количества покупаемого товара, которое происходит при постоянных ценах на этот товар
Закон спросаВ
3. Количество товара, которое согласны купить потребители по определенной цене
Товары-заменители (субституты)Г
4. Спрос на товар, предъявляемый отдельным потребителем
Изменение спросаД
5. Товары одинакового назначения

ЗАДАНИЯ ПО АФОРИСТИКЕ

ЗАДАНИЕ 1

О каком исключении в действии закона спроса, рассказывается в этом отрывке из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

      Григорий Александрович Печорин:

      Вчера я встретил княжну в магазине Челахова: она торговала чудесный персидский ковер. Княжна просила свою маму не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет. Я дал 40 рублей лишних и перекупил его; за это и был награжден взглядом, где блистало самое замечательное бешенство.

В обед я велел нарочно провести мимо ее окна моего черкесского коня, который был покрыт этим ковром?

ЗАДАНИЕ 2

О каком исключении в действии закона спроса, рассказывается в следующем отрывке из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»:

      Остап Бендер, обращаясь к Эллочке Щукиной, сказал:

     –  Вы знаете, сейчас в Европе и лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Очень эффектно и очень элегантно. На Эллочку вещь сделала такое же неизгладимое впечатление, которое делает старая банка из-под консервов на людоеда из племени Мумбо-Юмбо.

ЗАДАНИЕ 3

Правильно ли следующее утверждение:

Когда грабитель говорит прохожему: «Кошелек или жизнь!» – он предлагает ему осуществить рациональный выбор одного из товаров-субститутов.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО АФОРИСТИКЕ

Задание 1.

Ответ:

В данном случае речь идет об эффекте Веблена, суть которого проявляется в стремлении приобрести наиболее дорогие, ценные и престижные вещи.

Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления: потому что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. это престижное, или демонстративное, показное потребление, когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы сделать неизгладимое впечатление.

Задание 2.

Ответ:

В этом отрывке рассказывается об эффекте присоединения, который означает стремление покупать тоже, что и большинство.

Под эффектом присоединения к большинству подразумевается та величина, на которую вырастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать по положению тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными или для того, чтобы не быть «белой вороной».

Задание 3

Ответ:

Да, это товары-субституты. Товары-субституты являются товарами одинакового назначения, это взаимозаменяемые товары. Если снижается цена на товар-субститут, то спрос на него повышается, а на его заменитель – уменьшается. Если цена на товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, а на его заменитель – растет.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОГО СПРОСА». ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ

  1. Рынок автомобилей.

Событие: повысились цены на бензин.

Решение:

Для анализа изменения рыночного спроса установим, какой именно фактор влияет на изменение спроса на рынке автомобилей.

Бензин – это топливо, необходимое для осуществления поездок на автомобилях. Автомобили и бензин являются дополняющими товарами или товарами-комплементами, так как товары-комплементы – это товары совместного использования. Автомобили – основной товар, бензин – товар-комплемент.

Значит, в данном случае действует неценовой фактор спроса – изменение цены на товары-комплементы.

Поэтому под воздействием неценового фактора спроса – изменении цены на товары-комплементы – будет изменяться спрос на основной товар – автомобили.

При повышении цены на бензин увеличиваются расходы на эксплуатацию автомобилей, в соответствии с законом спроса снижается объем спроса на бензин, поэтому спрос снизится не только на покупку автомобилей, но и на поездки на автомобиле.

Покажем это графически.

На графике видно, что кривая спроса сдвигается влево из положения D в положение D1 .

Если цена на бензин уменьшится, то эксплуатация автомобилей станет дешевле, в соответствии с законом спроса, объем спроса на бензин увеличится, поэтому спрос увеличится и на автомобили, и на поездки на автомобиле.

Тогда, изменение спроса графически можно показать как сдвиг кривой спроса вправо из положения D1 в положение D.

Можно сформулировать такие промежуточные выводы:

цена на товар-комплемент возрастает – снижается спрос на основной товар; цена на товар-комплемент снижается – возрастает спрос на основной товар.

Таким образом, прослеживается закономерность:

цена на товары-комплементы и спрос на основной товар изменяются в противоположном направлении.

Выводы:

  1. Под воздействием неценовых факторов спроса изменяется спрос.
  2. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов графически отображается как сдвиги кривой спроса.
  3. Если спрос уменьшается под воздействием неценовых факторов спроса, то кривая спроса сдвигается влево.
  4. Если спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов спроса, то кривая спроса сдвигается вправо.
  5. Цена на товары-комплементы и спрос на основной товар изменяются в противоположном направлении.
  6. Рынок чая.

Событие: выросли цены на кофе.

Решение:

В данном случае наблюдается влияние неценового фактора на рыночный спрос. Поэтому будет изменяться спрос на рынке чая. Для анализа изменения спроса установим, какой именно неценовой фактор влияет на изменение спроса на рынке чая. Чай и кофе – это горячие напитки.

Чай и кофе являются товарами-заменителями или товарами-субститутами, так как товары-субституты – это товары, которые удовлетворяют одну и то же потребность. Значит, в данном случае действует неценовой фактор спроса – изменение цены на товары-субституты. При повышении цены на кофе, в соответствии с законом спроса объем спроса на кофе уменьшится, значит, спрос на чай возрастет. Покажем это графически.

На графике видно, что кривая спроса сдвигается вправо из положения D в положение D1 .

Если цена на кофе уменьшится, то в соответствии с законом спроса объем спроса на кофе увеличится, значит, спрос на чай уменьшится. Тогда, изменение спроса графически можно показать как сдвиг кривой спроса влево из положения D1 в положение D.

Можно сформулировать такие промежуточные выводы:

цена на товар-субститут возрастает – повышается спрос на основной товар; цена на товар-субститут снижается – снижается спрос на основной товар.

Таким образом, прослеживается закономерность:

цена на товары-субституты и спрос на основной товар изменяются одинаково, в одном и том же направлении.

Выводы:

  1. Под воздействием неценовых факторов спроса изменяется спрос.
  2. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов графически отображается как сдвиги кривой спроса.
  3. Если спрос уменьшается под воздействием неценовых факторов спроса, то кривая спроса сдвигается влево.
  4. Если спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов спроса, то кривая спроса сдвигается вправо.
  5. Цена на товары-субституты и спрос на основной товар изменяются в одном и том же направлении.
  6. Рынок яблок.

Событие: увеличилась цена яблок.

Решение:

В данном случае будет наблюдаться влияние ценового фактора на рыночный спрос, так как на рынке увеличилась цена яблок. Поэтому будет изменяться объем спроса на рынке яблок.

Для анализа изменения объема спроса используем закон спроса.

В соответствии с законом спроса увеличение цены яблок приводит к уменьшению объема спроса на рынке яблок.

Покажем это графически.

На графике видно, что при увеличении цены яблок от р до р1, объем спроса на яблоки уменьшается от Qd до Qd1..

Изменение объема спроса на яблоки графически отображается в движении вдоль кривой спроса из точки А в точку В.

Согласно закона спроса, уменьшение цены яблок приводит к увеличению объема спроса на рынке яблок.

Если цена яблок уменьшится от р1 до р, то объем спроса на яблоки увеличится от Qd1 до Qd.

Тогда, изменение объема спроса на яблоки графически отобразится в движении вдоль кривой спроса из точки В в точку А.

Выводы:

1. Под влиянием ценовых факторов в соответствии с законом спроса, изменяется объем спроса.

2. Изменение объема спроса графически отображается в движении точки вдоль кривой спроса кривой спроса.

3. Если цена на товар возрастает, тогда объем спроса снижается, и точка движется по кривой спроса вверх.

4. Если цена на товар снижается, тогда объем спроса возрастает, и точка движется по кривой спроса вниз.

Читайте также: